Реорганизация организации — это не игра слов, а процесс, в ходе которого юридическое лицо прекращает свою деятельность. Это может происходить, если компания оказалась в сложной ситуации и нужно исправлять критические ошибки, или руководители, напротив, решили достигнуть новых целей. В этом материале мы постараемся подробно рассказать о реорганизации: каких видов она бывает и как устроен этот процесс?
Для чего необходима реорганизация
Как известно, российским законодательством предусмотрены три правовые формы регистрации частных предприятий: это ООО, акционерные общества публичного и непубличного типа. Со временем они могут видоизменяться, расширять свою деятельность или производство, может меняться структура управления и т. д. Бывает так, что компания становится неприбыльной, а первоначальные цели уже все достигнуты — впереди серьезный кризис. Это значит, что организация нуждается в регистрации нововведений.
В таких случаях и нужна реорганизация — это завершение деятельности юридического лица, обязательства и права которого переходят к другому предприятию. С помощью этого процесса, например, можно создать одну или несколько компаний, которые станут «наследниками». Чаще всего к этой мере прибегают в том случае, если руководство компании не хочет ликвидировать ее.
Чем реорганизация отличается от ликвидации?
Теперь поговорим о том, чем же отличаются эти два понятия, которые часто путают. При реорганизации у компании присутствуют «наследники», которые получат имущественные и иные права прошлого юрлица, тогда как при ликвидации этого не происходит. Также при реорганизации начальство не имеет права увольнять своих сотрудников.
Все документы при ликвидации юридического лица передаются в архив, тогда как при реорганизации этого делать не нужно. Также при ликвидации создается специальная комиссия, которой теперь уже бывший директор передает все права.
Виды и способы реорганизации
Российским законодательством предусмотрено пять видов реорганизации компании. К ним относятся:
- разделение. Одна компания прекращает свою деятельность, и вместо нее появляется несколько новых;
- преобразование. Предприятие, которое решило прекратить свое существование, превращается в другое;
- выделение. Например, из одной крупной компании выделяются несколько отделов и начинают существовать как самостоятельное юридическое лицо;
- присоединение. К предприятию, которое уже работает и имеет статус, присоединяется другое;
- слияние. Несколько компаний превращаются в новое юридическое лицо.
Решение о том, какой именно способ выбрать, принимают учредители компании. Сразу же после того, как государственные органы зарегистрировали факт реорганизации, «старое» юридическое лицо перестает действовать. Обратите внимание, что выделение или разделение предприятия возможно только через суд или с разрешения иных органов, имеющих на это право.
Порядок реорганизации компании
Ниже представлен механизм, согласно которому нужно действовать тем, кто решил реорганизовать свой бизнес:
- Принять взвешенное решение. Иногда бывают ситуации, когда реорганизация не станет верным решением, а только усугубит ситуацию. Тут нужно взвесить все «за» и «против».
- Если принято положительное решение, то в течение трех дней нужно обратиться в госрегистратор и заявить о своем намерении.
- Создается комиссия, которая займется всеми вопросами по реорганизации.
- В средствах массовой информации должно появиться сообщение о том, что компания реорганизована.
- Подготовка и составление передаточного акта, согласно которому появляется новое юридическое лицо.
- Предоставление госрегистратору всех необходимых документов.
В том случае, если бумаги подаются очно, а не в электронном виде, нужно будет оплатить госпошлину в размере 4000 рублей.
Вывод
Практика показывает, что реорганизация — это сложный и весьма рискованный процесс, который включает в себя много этапов. И часто в нем задействованы не только учредители, но и третьи лица — например, кредиторы. Также часто возникают разногласия между учредителями, а для реорганизации важно, чтобы все были согласны. Поэтому часто без помощи профессионального юриста в этом деле не обойтись.
Также нужно помнить, что о реорганизации нужно уведомить и налоговые органы (по закону это должен делать исполнительный орган). А это значит, что после этого абсолютно точно будет организована проверка.
Изображение на превью stock.adobe.com