Гражданин, открывающий ИП, должен зарегистрировать предпринимательство в установленном порядке. Документом, подтверждающим законность деятельности до 2017 г. являлось свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, после 2017 г. — лист записи из ЕГРИП. В настоящей статье расскажем как открыть ИП, какие документы нужны для регистрации своего дела и какие документы будут «на руках» после регистрации.
Индивидуальный предприниматель (далее ИП) — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Т. е., в отличие от юридического лица, которое может быть создано как одним физическим лицом, так и несколькими физическими лицами и которое имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, ИП — это, прежде всего, физическое лицо, которое после регистрации приобретает статус индивидуального предпринимателя и отвечает по долгам и обязательствам перед кредиторами и контрагентами всем своим личным имуществом.
Кто может открыть ИП?
Индивидуальным предпринимателем может стать любое лицо, достигшее совершеннолетия. Граждане возрастом от 14 до 18 лет также могут оформить статус ИП, однако в данном случае им необходимо заручиться нотариально заверенным согласием законных представителей (родителей, опекунов или попечителей).
Зарегистрироваться в качестве ИП также могут иностранные граждане, имеющие временную регистрацию или прописку на территории РФ, и лица без гражданства, женщины в декретном отпуске, пенсионеры, учредители ООО и официально трудоустроенные граждане, не работающие на государственной службе. Иными словами, законодательство РФ предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью практически всем категориям граждан.
Регистрация ИП: с чего начать?
Первое, что должен сделать будущий предприниматель — выбрать код вида деятельности по ОКВЭД.
Выбранные коды указываются в заявлении на регистрацию. В лист заявления формы Р21001 разрешается вносить не более 69 кодов ОКВЭД. Если же предпринимателю недостаточно данного объема, он имеет право заполнить дополнительные листы заявления. Здесь важно понимать, что указание большого количества дополнительных кодов не обязывает предпринимателя осуществлять свою деятельность по всем из них. Главное, чтобы рабочий процесс ведения бизнеса был неразрывно связан с кодом ОКВЭД, выбранным в качестве основного.
Следующий шаг — заполнение заявления на регистрацию. Через сервис ФНС подать заявление. Однако для идентификации личности будущему предпринимателю все равно в дальнейшем придется навестить соответствующий регистрационный орган.
Важно также учесть, что с 2019 года предприниматели, направившие заявление и документы на регистрацию через сервис Федеральной налоговой службы или через сайт Госуслуг, освобождаются от уплаты госпошлины. Данное право им предоставлено ст. 333.35 НК РФ. Однако воспользоваться им могут только те граждане, которые оформили усиленную квалифицированную электронную подпись. Госпошлина также не взимается при подаче бумажных документов через МФЦ, которые заключили с ИФНС соглашение об электронном документообороте.
Что дальше?
После уплаты госпошлины гражданину необходимо перейти к выбору оптимальной системы налогообложения. В идеале данный процесс нужно обсуждать с юристом или квалифицированным бухгалтером, так как неправильно выбранная система влечет за собой увеличение расходов, связанных с уплатой налогов. Соответственно, прибыль индивидуального предпринимателя не будет соответствовать первоначальным ожиданиям.
Наиболее популярной среди начинающих ИП является упрощенная система налогообложения. УСН работает в двух вариантах:
-
«Доходы» — вариант предполагает уплату единого налога в размере 6% от доходов.
-
«Доходы минус расходы» подразумевает под собой уплату 15% от разницы между доходами и расходами.
Во втором случае годовой доход предпринимателя не должен превышать 150 млн рублей.
ИП также может выбрать общую систему налогообложения. Именно данная система применяется по умолчанию сразу после регистрации ИП. Если предприниматель решит перейти на «упрощенку», ему необходимо в течение 30 дней с момента регистрации подать в налоговый орган соответствующие документы и заявление.
Какие документы необходимо предоставить?
Регистрация в качестве ИП осуществляется по месту регистрации будущего предпринимателя. К заявлению на регистрацию нужно предоставить следующие документы:
-
копии всех страниц паспорта;
-
квитанция об уплате госпошлины.
Сроки регистрации ИП
Заявление на регистрацию рассматривается в течение трех рабочих дней. Важно учесть, что с 1 января 2017 года Свидетельство о регистрации ИП не выдаётся. Более того, бумажные оригиналы документов, подтверждающих факт регистрации ИП, тоже не выдаются на руки предпринимателю. С 29 апреля 2018 года данные документы доступны исключительно в электронном формате, которые налоговая инспекция направляет налогоплательщику на e-mail.
Краткий список всего вышесказанного
-
Подготовка документов, выбор кодов ОКВЭД и налогового режима.
-
Заполнение заявления по форме Р21001.
-
Направление заявления в ФНС по месту регистрации гражданина (в случае отсутствия места регистрации — по месту пребывания). Подача пакета документов для регистрации ИП возможна через сайт, лично, почтой, через МФЦ или нотариуса. Госпошлина за регистрационные действия составляет 800 руб., плата не взимается при направлении электронной документации, через МФЦ или нотариуса. Если заявление предоставляется лично в налоговый орган, то подпись на заявлении и копия паспорта ИП должны быть удостоверены нотариально.
-
Проверка информации. Налоговый инспектор проверяет документацию в течение 3 рабочих дней. Отказ в регистрации возможен в случаях некорректного заполнения текста, неуказания ряда сведений или представления подложных документов.
-
Выдача документов. В случае положительного решения гражданину выдаются регистрационные документы ИП. До января 2017 г. в качестве подтверждающего документа заявителю выдавалось свидетельство о регистрации в качестве ИП. В настоящее время бизнесмену вручают лист записи Единого государственного реестра ИП. Выдача листа в электронном виде осуществляется без взимания платы на основании заявления ИП, составленного в произвольной форме. При получении листа на бумажном носителе уплачивается госпошлина. Документ можно получить лично, через представителя по доверенности или запросить направление по почте.
-
После регистрации предприниматель должен открыть кассу, счет, нанять работников, сделать печать, оформить лицензии и разрешительную документацию. Данные мероприятия не являются обязательными, юристы рекомендуют оформлять все документы сразу после открытия ИП, во избежание бюрократических проволочек и временных затрат в дальнейшем.
Что делать при потере свидетельства о регистрации ИП?
-
Предприниматель при утере свидетельства вправе восстановить документы. Потеря свидетельства не означает прекращение деятельности ИП.
-
Прежнее свидетельство на бланке восстановить не удастся, вместо него бизнесмену выдадут лист записи ЕГРИП. Лист записи и свидетельство обладают одинаковой юридической силой.
-
Получить документы повторно можно в ФНС по месту регистрации ИП.
Что делать при смене регистрационных данных?
Если ИП сменил ФИО, прописку или паспорт, то уведомлять налоговый орган не потребуется. Миграционная служба передаст эти сведения в ФНС в порядке межведомственного взаимодействия.
При изменении иных данных (например, при смене кода ОКВЭД) необходимо уведомить инспекцию. ИП должен направить заявление и подтверждающие документы в течение 5-ти рабочих дней. В противном случае, он может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа. В 5-дневный срок изменения будут внесены в ЕГРИП и заявителю выдадут лист записи ЕГРИП.
Отличия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя от листа записи ЕРГИП
Свидетельства о регистрации ИП, выданные до 2017 года считаются действительными до настоящего времени.
Главным отличием является наличие у свидетельства защитных элементов, серии и номера. У листа записи данные реквизиты отсутствуют, однако это не уменьшает его юридической силы. Остальные сведения остаются прежними:
-
ФИО предпринимателя;
-
ОГРНИП;
-
номер и дата записи в реестре о регистрации ИП;
-
дата составления документа;
-
подпись ответственного лица;
-
данные о регистрирующей ИФНС.
Почему могут отказать в открытии ИП?
Ошибки в заполнении заявления и неполный пакет документов — основные причины отказа. Однако налоговая служба вправе отказать предпринимателю и по другим причинам:
-
заявитель признан недееспособным;
-
отсутствует разрешение от законных представителей (актуально для лиц от 14 до 18 лет);
-
физическое лицо было признано банкротом;
-
суд наложил запрет на осуществление предпринимательской деятельности в отношении заявителя.
Необходимо помнить, что отказ в регистрации не лишает физическое лицо права повторной подачи заявления. А вот обращение к специалистам ЮК «Базальт» в Москве исключает отказ и повторное заполнение документов.
Что делать, если вы решили открыть ИП самостоятельно?
Все основные шаги будут теми же, что и открытие с помощью квалифицированного специалиста, только времени будет потрачено много больше. Составили для вас пошаговую инструкцию, чтобы упростить процесс.
Шаг 1: Выбрать вид деятельности и соответствующий код ОКВЭД
В первую очередь нужно иметь в виду, что для ИП существует 4 вида деятельности:
-
Обычная;
-
Лицензируемая;
-
Требующая специального разрешения;
-
Запрещенная.
После того, как будет выбран вид деятельности, в общероссийском классификаторе видов деятельности ИП (ОКВЭД) необходимо подобрать соответствующий ему код, который указывается в документах при подаче заявления на регистрацию.
Законом разрешено подбирать коды ОКВЭД для нескольких смежных видов деятельности. Однако в качестве основной деятельности будет указан только один код, по которому будет рассчитываться размер страховых взносов для уплаты.
Шаг 2: Выбрать систему налогообложения
Существуют два режима налогообложения:
1. общий режим (ОСН – основная система налогообложения);
2. Специальный режим:
-
упрощенная система налогообложения (УСН);
-
единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
-
единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Что касается платежей, которые уплачивает ИП, то их можно разделить на 4 вида:
1. сбор, который платит ИП во внебюджетные фонды;
2. налоги, которые нужно уплачивать исходя из системы налогообложения, в которой находится ИП;
3 установленная плата, которая взимается с зарплаты наемных рабочих (13% от суммы дохода наемного работника);
4. дополнительные налоги, которые назначаются в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
Шаг 3: Оплата госпошлины и подготовка необходимых документов для регистрации
Перед тем как подавать документы в налоговую службу, необходимо оплатить госпошлину за открытие ИП.
Подготовить и правильно заполнить следующие документы:
-
заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001 (1 экземпляр);
-
заявление на получение ИНН, если на момент регистрации его нет (1 экземпляр);
-
квитанция об оплате госпошлины за регистрацию ИП;
-
заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2 1, если есть необходимость (2 экземпляра);
-
копия всех страниц паспорта.
Шаг 4: Получить документы после регистрации
По завершению регистрации в налоговой инспекции вы должны иметь следующие документы:
-
свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН);
-
свидетельство о постановке на налоговый учет, если на момент регистрации его не было (ИНН);
-
лист записи Единого государственного реестра юридических лиц;
-
свидетельство о регистрации в ПФР в качестве ИП по месту прописки;
-
уведомление о том, что вам присвоены коды статистики Росстата.
Картинки взяты на сайте stock.adobe.com в разделе бесплатно stock.adobe.com/ru/free.