Малый бизнес переживает не лучшие времена и идея сократить расходы, уменьшив налоговые выплаты, привлекает многих. Сегодня мы поговорим на болезненную тему обналичивания денег через ИП. Можно ли так делать и что может пойти не так?
Коротко: всё!
Как было раньше
Времена, когда можно было легко обналичить деньги через так называемые технические фирмы, прошли. На сегодняшний день у налоговой есть много отработанных механизмов по выявлению фирм-однодневок, она «до десятого колена» видит куда и кому перечислялись денежные средства. Как следствие – доначисление налогов и штрафы. Однако выводить прибыль, например, в качестве зарплаты или дивидендов, по-прежнему дорого: налоги и страховые взносы — это еще до 50% от выплат. Не каждая организация хочет и может идти по такому пути.
Какое-то время своеобразной лазейкой было обналичивание денег через ИП на упрощенной системе налогообложения. Предпринимателей с оборотом до 20-30 млн в год, платящих свои 6%, налоговики почти не проверяют. Но в этой схеме за последние 2-3 года появилось много сложностей.
Откуда деньги?
Раньше боялись только налоговых проверок, теперь за перемещением ваших денежных средств следит не только налоговая инспекция, но и банк. Из организации, оказывающей просто финансовые услуги, он, де-факто, превратился в государственный орган, препятствующий «налоговой оптимизации» под предлогом соблюдения законодательства о противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем (закон 115 ФЗ).
И если налоговая «относительно далеко», а своевременно и аккуратно предоставленные ей документы позволяют долгое время не вспоминать о проверках, то банки с вами всегда, что называется, в режиме «онлайн». При первых же подозрительных транзакциях они блокируют счет — приостанавливают дистанционное банковское обслуживание (ДБО) и требуют доказательства легальности вашей деятельности.
Как это бывает?
Получила некая строительная организация 10 млн рублей, скажем, на укладку плитки на городской площади. Перечислила их ИП Иванову — взяла подрядчика. Иванов перевел средства на свой личный счет и обналичил через банк. Многие думают, что это чистая схема.
Деньги поступили на счет и тут же ушли — у банка сразу вопрос: а что это было? Банк просит отчитаться ИП: на что были деньги? Вы сами плитку укладывали? Вы — каменщик? Нет? Нанимали рабочих? А как выплачивали им зарплату и где налоги с фонда оплаты труда?
При этом размер суммы для банка особого значения не имеет. Он не делает налоговых проверок, не штрафует, не спорит и не должен никому ничего доказывать. Банку достаточно заподозрить нарушение 115 закона, чтобы прекратить обслуживание клиента и внести предпринимателя в черный список.
Были случаи, когда ДБО приостанавливалось после первых транзакций.
Кстати, в приведенном примере дело может даже и не дойти до получения наличных – операцию заблокируют на стадии перевода денег на личный счет.
Комиссия за вывод
В некоторых банках после приостановки ДБО за перевод денег в другой банк взимается процент. Это может быть 15% от суммы, может быть и больше, и меньше. Поскольку все-таки существуют действительно сомнительные операции, по которым клиент не сможет оправдаться, банк на этом зарабатывает.
Поэтому у клиента два варианта действий:
- согласиться, если операция действительно сомнительна и нельзя доказать обратного, отдать этот процент банку, чтоб не терять сумму целиком, и перевести деньги. Но надо понимать, что в другом банке высок риск повторения ситуации, и о каждом таком эпизоде будет сообщаться в Росфинмониторинг;
- или же отказаться и идти в суд со всеми доказательствами своей добропорядочности. В этом случае придется доказать, что у банка изначально было достаточно информации и документов, чтобы понять, что ваша деятельность была на 100% легальная.
Вчерашние работники теперь ИП
Другая распространенная схема сокращения налоговых выплат с использованием ИП, которая будет подозрительна уже в первую очередь для налоговой инспекции — переоформление всего штата наемных работников в индивидуальных предпринимателей, когда трудовые договоры массово расторгаются и заключаются договоры подряда (оказания услуг).
На первый взгляд, у такой схемы много достоинств: при сохранении фактического положения дел налоги существенно оптимизируются и никаких подозрительных «однодневок».
Однако любые внезапные изменения действий налогоплательщика вызывают интерес налоговой инспекции. Если предприятие вдруг перестало платить НДФЛ и взносы, может быть назначена выездная налоговая проверка. Объяснить при этом повальную тягу работников к предпринимательству будет очень трудно. Особенно, если содержание договора на оказание услуг с предпринимателем выглядит так же или очень похоже, как трудовой договор. Например, недопустимо включение в договор положений об отпуске, больничных, дисциплинарных взысканиях, режиме трудового дня, поскольку ИП — самостоятельная единица и ее взаимоотношения с организацией не регулируются трудовым законодательством.
Даже если договор достаточно формальный, но бывшие работники при допросе в налоговой подтвердят, что по-прежнему ходят на работу к 10:00, сидят в том же кабинете и отчитываются перед тем же шефом, такой договор будет переквалифицирован в трудовой и все налоги будут доначислены.
Или другой вариант вывода денег — когда еще и заметно изменились суммы оплаты труда. Например, платили наемным работникам, скажем, по 25 000 рублей в месяц. Потом они увольняются, регистрируются как предприниматели и им выплачивается уже по 150 000 рублей в месяц. Возникнет вопрос: почему при выполнении того же объема работ так резко возросли затраты? В чем экономическая цель таких изменений? Если единственно для сокращения налоговых выплат — это ничтожная сделка, противоречащая основам нравственности и правопорядка (ст. 169 ГК РФ).
Недостаточное понимание руководством организации особенностей взаимоотношений с ИП, отсутствие обоснованной экономической целесообразности проводимых изменений делают использование схем с ИП для сокращения налогов весьма рискованным шагом.
Что же делать?
В первую очередь не надо полагать, что сам по себе переход от схем с фирмами-однодневками к схемам с ИП гарантирует безопасность при выводе денег. Можно рассматривать разные цепочки с предпринимателями, но делать это следует с максимальной осмотрительностью. Не все должно быть правдой, но все должно быть правдоподобно.
Кроме того, в случае возникновения у банка вопросов мы советуем отнестись к этому со всей серьезностью и предоставлять максимальное количество документов, чтобы доказать честность сделки. При налоговой проверке в случае чего можно представить дополнительные документы позднее. Если инспекция пытается доначислить налоги и штрафы, ей надо обосновать свое решение, а вы можете представлять свои возражения. Банк вам второго шанса не даст. Вступать с вами в спор он не собирается. Никаких штрафов он с вас не требует, а «всего лишь» отказывается с вами работать. Над ним висит риск лишения лицензии за покровительство обналичке, а своя рубашка всегда ближе к телу.
Нам в рамках бухгалтерского обслуживания наших клиентов приходится периодически выступать в качестве своеобразных переводчиков между предпринимателями и банками. Объяснять, какие доводы и подтверждающие документы могут снять подозрение с операций, помогать формулировать убедительную, экономически обоснованную схему работы.
Изображение на превью stock.adobe.com